В Бресте умеют с размахом организовать не только взрослый, но и детский гандбол. Местный БГК уже второй год проводит турнир Zubr Cup, который объединил и областные города, и маленькие райцентры. За время девятимесячного сезона ребята не только играли в гандбол, но и, к примеру, с экскурсиями посетили Лидский замок, Брестскую крепость, музеи Могилева и Слуцка. Финалисты Zubr Cup сыграли на главной площадке спорткомплекса «Виктория», а чуть позже, в цвете софитов, получили призы на красочной церемонии награждения. Все это было потом, а пока – пару историй, оказавшихся в моем блокноте после завершения турнира, пишет Тарас Щирый из by.tribuna.com.
На терафлексе «Виктории» от ворот до ворот с мячом носятся подростки из Бреста и Гродно. Чуть лучше это получается у гродненцев. Они ведут четыре мяча и чувствуют себя вполне уверенно, но их тренер Юрий Буцкевич все равно на нервах. Сначала от него досталось своему же вратарю Павлу Соломе, а затем наставник принялся что-то выговаривать судьям. Разговор арбитрам явно не по душе, они награждают коуча желтой карточкой. Казалось бы, обычный момент, каких в гандболе много, но Буцкевич – не только тренер, но и рефери. Он не первый год обслуживает еврокубки.
– Я весь в игре, – улыбается после встречи уже спокойный Буцкевич. – На площадке судья, а за ее пределами – тренер. Мы с братом-близнецом и судим, и тренируем. Нам приходится постоянно переключаться.
– Самый эмоциональный тренер, чью команду приходилось судить?
- В Кубке ЕГФ мы как-то судили в Румынии игру между «Тимишоарой» и эстонской «Пыльвой». Нас предупреждали, что у румын очень эмоциональный тренер (Перо Милошевич – Tribuna.com). Но за день до встречи мы общались с ним – ничего беды не предвещало, однако во время матча он был совершенно другим. Постоянно комментировал наши решения, ругался, махал руками, выходил на площадку. В итоге получил две минуты. Он намного эмоциональнее меня :).
Борьбы на площадке в избытке. Солома, которого по своему возрасту называют одним из лучших вратарей страны, смачно получает мячом в лоб, а у брестчанина Наима Рекади после жесткого столкновения оказывается разбит нос. Тем не менее, все играют до конца.
***
С одной из гродненских команд на финал мог приехать сын знаменитого Андрея Барбашинского Матвей, но незадолго до турнира он получил травму и остался дома. А жаль, было бы интересно увидеть в деле наследника олимпийского чемпиона.
– По фактуре мальчик очень выделяется, – говорит Буцкевич. – Он – массивный. В 14 лет его рост составляет 187 сантиметров. Матвей по натуре спокойненький парень, но данные, перспективы и желание у него есть. Желание стало проявляться, когда начал забрасывать, защищаться. На отца похож – рыженький такой. Да и по фактуре тоже схожи.
В Бресте не было Барбашинского-младшего, но были и другие яркие персонажи. Про Наима Рекади вообще можно снимать документальное кино. Сейчас подросток один из главных талантов Бреста, уже заигран за БГК-2, а большой баннер с изображением Рекади висит прямо на фасаде «Виктории». Что интересно, еще недавно Наим курил и вообще был похож на гадкого утенка, но все-таки взялся за голову. Внешне молодой человек смахивает на араба, но у него испанские корни.
– Мама как-то поехала отдыхать в Испанию, познакомилась с парнем и осталась там жить. В итоге родился я, – рассказывает Наим. – Но потом мы гостили в Беларуси у тети, и когда пытались вылететь обратно, меня не выпустили из страны. Оригинальное свидетельство о рождении оставили в Испании, и в аэропорте подумали, что пытаются вывезти за пределы страны не своего ребенка. Меня могли забрать позже, но не получилось. Так я и остался в Беларуси – 14-15 лет живу вместе с тетей.
Прямо сейчас Рекади мечтает стать профессиональным гандболистом и попасть в хороший европейский клуб.
История Вадима Еремича из агрогородка Путришки, что под Гродно, тоже любопытна. Ради гандбола школьник каждый день гоняет на маршрутке на тренировки в областной центр, домой возвращается поздно вечером. Но есть у Вадима еще одна любовь – музыка.
Еремич закончил школу искусств по классу аккордеона, любит танго, этюды и в своем агрогородке исполняет роль Деда Мороза на новогодних сейшнах. Но гандбол все-таки любит больше и хочет в будущем стать профигроком. Как говорит тренер, задатки для этого есть.
Основатель БГК имени Мешкова Александр Мешков сам в детстве занимался ручным мячом, ездил на республиканские и всесоюзные соревнования, неоднократно признавался лучшим вратарем. В 10-м классе играл в команде местного пединститута, которую тренировал отец. Причем противостоял будущим олимпийским чемпионам – Александру Каршакевичу и Юрию Шевцову. Сейчас занимает одну из руководящих должностей в ПАО «Газпром».
- На исполкоме федерации гандбола выступали детские тренеры – говорили о необходимости создания детской гандбольной лиги, поскольку юным гандболистам катастрофически не хватало соревновательной практики, – вспоминает Мешков. – Честно говоря, я лет пять назад вынашивал мысль о турнире и последним толчком стал тот исполком. Через полгода принял решение создать детскую лигу на базе нашего клуба. Первый сезон стал пробным – в соревнованиях участвовало 16 команд, в этом – 44 команды, порядка 600 детей. Молва о детской лиге долетела до самых отдаленных районов республики. Мы чувствуем повышенный интерес к нашему турниру и, по моему прогнозу, в следующем году будет еще больше участвующих команд – от 54 до 60. Благодаря турниру у многих гандбольных школ появилась возможность себя проявлять. Мы берем на себя все расходы по питанию и проживанию. Главное, чтобы они приехали туда, где проходят соревнования.
Меня, если честно, поразили команды из Лепеля и Копыля. Они до последнего боролись за попадание в финал четырех. И некоторые ребята из этих команд уже попали на карандаш тренеров крупных школ.
Александр Мешков бюджет турнира не озвучивает – говорит, что коммерческая тайна.
Старт нового сезона лиги уже в сентябре.